9.24.2017

Сценарии, которые сбываются // Foresight

В переводе с английского форсайт (foresight) означает «предвидение». Этот термин впервые использовал писатель-фантаст Герберт Уэллс — в 1930 году он предложил ввести новую специальность — «профессор предвидения», который сможет анализировать и находить применение будущим технологическим открытиям. Методология форсайт-проектов зародилась в 1950-х годах.

Сначала этим занималась американская корпорация RAND, которая оценивала перспективы тех или иных технологий для оборонной сферы. Позже форсайт вышел за рамки науки и технологий – метод стали использовать для анализа перспективных рынков, прогнозирования социальных процессов и т. д. На сегодняшний день в разных странах проводят тысячи форсайт-исследований – Европейская сеть European Foresight Monitoring Network насчитывает свыше двух тысяч проектов самой разной направленности. Спектр их очень широк: от крупных национальных прогнозов развития науки и технологий до исследования перспектив телевидения для детей, или, скажем, форсайта для малых стран (этим занимались Эстония, Кипр и Мальта).

форсайт — это система методов экспертной оценки. Собирается круг стейкхолдеров — лиц, принимающих решения, а также наиболее компетентных экспертов в рассматриваемой области. Исходя из того, что вариантов будущего может быть много, они совместно обсуждают и вырабатывают согласованное представление о том, какой вариант будущего наиболее предпочтителен. Но, в отличие от традиционных методов прогноза (forecast), участники форсайта не пытаются угадать будущее, а выстраивают систему мер, которые позволяют его достичь. 
Исследование, как правило, строится по определенной логике. Во-первых, сначала нужно оценить глобальные вызовы — какие проблемы стоят перед конкретной областью, которую вы изучаете, какие тенденции будут определять ее будущее. Выявить факторы, влияющие на рынки или социальные взаимоотношения (если речь идет об обществе). Во-вторых, понять, как изменятся существующие рынки, какие продукты или услуги будут наиболее востребованы на них, какие нужны технологии, чтобы быть успешными на этих рынках. Наконец, определить, какая наука нужна, чтобы эти технологии разрабатывать. Проанализировав полностью всю цепочку, вы нащупаете точки, в которых ожидается рост — это могут быть технологические прорывы, новые рынки. На них предстоит сконцентрироваться и выстроить систему приоритетов, на которые вы будете тратить ресурсы в первую очередь. А дальше для выбранных приоритетов вы можете строить технологические дорожные карты....


http://hbr-russia.ru/innovatsii/issledovaniya/a20481/

No comments:

Post a Comment

Total Pageviews